Главная » Статьи » Мои статьи |
Литература представляет собой неисчерпаемый источник познания жизни, духовного наслаждения, воспитания чувств, морально-этических представлений и формирования человека как личности в целом. [3] Изучение лирики в школе составляет органическую часть воспитательного процесса. Одна из задач учителя заключается в том, чтобы раскрыть мир лирического стихотворения во всем многоцветье красок и оттенков. Особое место принадлежит работе над художественными произведениями и стихотворными текстами в системе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Стихотворные произведения воздействуют на эмоциональную сферу ребенка с ограниченными возможностями здоровья, расширяют его общий и художественный кругозор, служат своеобразной формой эстетического познания действительности, учат ценить красоту образного выражения, звучания ритма и рифмы. Знакомство с образцами русской речи на примере стихотворных произведений способствует коррекции и развитию речевой и мыслительной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Проблема понимания, восприятия и изучения стихотворных произведений учащимися с ограниченными возможностями здоровья является важной научно методической проблемой, которая связана с необходимостью определения художественного своеобразия стихов, изучаемых в специальной школе, выявления особенностей их понимания школьниками и установления взаимосвязи первоначального впечатления о стихотворении с последующим его анализом. [1] Стихотворениям военной тематики отводится ведущее определение эмоциональной направленности стиха, роль в развитии нравственных качеств учащихся, потому что стихотворения на данную тему несут в себе патриотический потенциал. Теоретические данные явились базой для разработки экспериментальных и коррекционно-методических аспектов изучения вопросов восприятия и понимания стихотворений военной тематики. Анализ показал, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности: - в понимании содержания стихотворных произведений военной тематики, особенно когда это касается объемного стихотворного произведения (у учащихся с ограниченными возможностями здоровья не сохраняется целенаправленность восприятия на протяжении всего прочтения); - в неумении самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в тексте; - в неумении определять эмоциональную направленность стихотворного текста и собственных чувств по поводу прочитанного; - в непонимании поэтической лексики, что затрудняет воссоздание художественного образа. Анализ учебно-методической литературы показал, что в старших классах стихотворения военной тематики представлены как объемными, так и небольшими по содержанию стихотворными произведениями. В результате анализа содержания программного материала, который изучается детьми на уроках истории и стихотворных произведений, предлагаемых на уроках чтения и на внеклассном чтении, по темам не совпадает. Это затрудняет соотнесение изучаемых исторических событий на уроках истории с восприятием стихотворных произведений военной тематики на уроках чтения и во время внеклассного чтения. Стихотворные произведения военной тематики отличаются от других художественных произведений, в них отражаются военные события трудные для понимания детей. Данные стихотворения очень эмоциональны, содержат большое количество выразительных средств в относительно небольшом по объему тексте. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья характерны как типичные особенности понимания стихотворных произведений военной тематики (фрагментарность понимания содержания, недостаточное осознание эмоционального характера героев), так и специфические черты (недифференцированность и узость восприятия стихотворного текста, неумение отделить главное от второстепенного, конкретность понимании образных слов и выражений). Важное значение, имеет подбор стихотворных произведений военной тематики с учетом изучаемых исторических событий на уроках истории. [2]
Список литературы: 1) Абрамова И.В. Особенности изучения стихотворных произведений в старших классах специальной школе. Автореф.-М.,2003 2) Иванова Е.Г. Дипломная работа. Изучение стихотворных произведений военной тематики в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. М., 2007 3) Развитие речи учащихся на уроках литературы: сб. науч. Тр./ МГПИ им. В.И.Ленина; отв.ред. Н.В.Колокольцев. – М.,1980 | |
Просмотров: 590 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |