Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Изучение стихотворных произведений военной тематики в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Литература представляет собой неисчерпаемый источник познания жизни, духовного наслаждения, воспитания чувств, морально-этических представлений и формирования человека как личности в целом. [3]

Изучение лирики в школе составляет органическую часть воспитательного процесса. Одна из задач учителя заключается в том, чтобы раскрыть мир лирического стихотворения во всем многоцветье красок и оттенков.

Особое место принадлежит работе над художественными произведениями и стихотворными текстами в системе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Стихотворные произведения воздействуют на эмоциональную сферу ребенка с ограниченными возможностями здоровья, расширяют его общий и художественный кругозор, служат своеобразной формой эстетического познания действительности, учат ценить красоту образного выражения, звучания ритма и рифмы. Знакомство с образцами русской речи на примере стихотворных произведений способствует коррекции и развитию речевой и мыслительной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема понимания, восприятия и изучения стихотворных произведений учащимися с ограниченными возможностями здоровья является важной научно методической проблемой, которая связана с необходимостью определения художественного своеобразия стихов, изучаемых в специальной школе, выявления особенностей их понимания школьниками и установления взаимосвязи первоначального впечатления о стихотворении с последующим его анализом. [1]

Стихотворениям военной тематики отводится ведущее определение эмоциональной направленности стиха, роль в развитии нравственных качеств учащихся, потому что стихотворения на данную тему несут в себе патриотический потенциал.

Теоретические данные явились базой для разработки экспериментальных и коррекционно-методических аспектов изучения вопросов восприятия и понимания стихотворений военной тематики.

Анализ показал, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности:

    - в понимании содержания стихотворных произведений военной тематики, особенно когда это касается объемного стихотворного произведения (у учащихся с ограниченными возможностями здоровья не сохраняется целенаправленность восприятия на протяжении всего прочтения);

   - в неумении самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в тексте;

   - в неумении определять эмоциональную направленность стихотворного текста и собственных чувств по поводу прочитанного;

   - в непонимании поэтической лексики, что затрудняет воссоздание художественного образа.

Анализ учебно-методической литературы показал, что в старших классах стихотворения военной тематики представлены как объемными, так и небольшими по содержанию стихотворными произведениями.

 В результате анализа содержания программного материала, который изучается детьми  на уроках истории и стихотворных произведений, предлагаемых на уроках чтения и на внеклассном чтении, по темам не совпадает. Это затрудняет соотнесение изучаемых исторических событий на уроках истории с восприятием стихотворных произведений военной тематики на уроках чтения и во время внеклассного чтения.

 Стихотворные произведения военной тематики отличаются от других художественных произведений, в них отражаются военные события трудные для понимания детей. Данные стихотворения очень эмоциональны, содержат большое количество выразительных средств в относительно небольшом по объему тексте.

Для школьников с ограниченными возможностями здоровья характерны как типичные особенности понимания стихотворных произведений военной тематики (фрагментарность понимания содержания, недостаточное осознание эмоционального характера героев), так и специфические черты (недифференцированность и узость восприятия стихотворного текста,  неумение отделить главное от второстепенного, конкретность понимании образных слов и выражений).

Важное значение, имеет подбор стихотворных произведений военной тематики с учетом изучаемых исторических событий на уроках истории. [2]

 

Список литературы:

1)        Абрамова И.В. Особенности изучения стихотворных произведений в старших классах специальной школе. Автореф.-М.,2003

2)        Иванова Е.Г. Дипломная работа. Изучение стихотворных произведений военной тематики в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. М., 2007

3)        Развитие речи учащихся на уроках литературы: сб. науч. Тр./ МГПИ им. В.И.Ленина; отв.ред. Н.В.Колокольцев. – М.,1980

Категория: Мои статьи | Добавил: hom (06.08.2013)
Просмотров: 590 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: