Главная » Статьи » Мои статьи |
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает основную задачу – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение математики направлено на формирование мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. В процессе обучения математики развиваются речь учащихся, обогащается математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задач, выполнении арифметических действий или задании по геометрии. Существует немало причин, снижающих успеваемость по математике. Трудности чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов. Чтобы выявить и устранить трудности, необходимо понимать природу той или иной причины. Трудности в обучении можно разделить на семь групп причин: [3,16]. Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве. Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания. Третья группа причин: недостатки в развитии памяти. Четвертая группа причин: недостатки в развитии мышления. Пятая группа причин: недостатки развития речи. Шестая группа причин: несформированность приемов учебной деятельности. Седьмая группа причин: индивидуально-типологические особенности. При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно использовать на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения. Для лучшего усвоения тем, на уроках математики мною были использованы и адаптированы пособия следующих авторов: 1. С.Н. Костромина «Учиться на пятерки по математике. Как?» (адаптированный материал)[3]; 2. Н.Г. Уткина, Н.В. Улитина, Т.В. Юдачева, И.Е. Чинарина «Дидактический материал по математике 1 класс» (адаптированный материал)[4]; 3. С.А. Федотова «Дидактический материал по математике». Для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида[5]; 4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Ступеньки к школе» (адаптированный материал)[1]; 5. Л.В. Занков, В.В. Занков «Здравствуйте, цифры!» (адаптированный материал)[2]. При регулярном использовании упражнений на развитие высших психических функций преодолеваются многие характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья трудности усвоения элементарных математических представлений. Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось. Четко продуманная система предъявления учителем коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по темам. Таким образом, коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться в овладении знаниями, умениями и навыками. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их. Литература: 1. М.М. Безруких - Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 32с. 2. Л.В. Занков, В.В. Занков - Здравствуйте, цифры! – М.: Издательство Оникс, 2005. – 60с. 3. С.Н. Костромина - Учиться на пятерки по математике. Как? – 3-е изд.,испр. и доп.-М.: АСТ; СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК,2008.-224. 4. Н.Г. Уткина, Н.В. Улитина, Т.В. Юдачева, И.Е. Чинарина - Дидактический материал по математике для 1 класса трехлетней, 1 и 2 классов четырехлетней начальной школы. Пособия для учащихся. – М.: АРКТИ, 1998. – 112с. 5. С.А. Федотова - Дидактический материал по математике для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 1997. – 112с.
| |
Просмотров: 1184 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |