Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНО (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает основную задачу – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение математики направлено на формирование мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. В процессе обучения математики развиваются речь учащихся, обогащается математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задач, выполнении арифметических действий или задании по геометрии.

Существует немало причин, снижающих успеваемость по математике. Трудности чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов. Чтобы выявить и устранить трудности, необходимо понимать природу той или иной причины.

Трудности в обучении можно разделить на семь групп причин: [3,16].

 Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.

Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания.      

Третья группа причин: недостатки в развитии памяти.       

Четвертая группа причин: недостатки в развитии мышления.

Пятая группа причин: недостатки развития речи.

Шестая группа причин: несформированность приемов учебной деятельности.

Седьмая группа причин: индивидуально-типологические особенности.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно использовать на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения.

Для лучшего усвоения тем, на уроках математики мною были использованы и адаптированы пособия следующих авторов:

1.                 С.Н. Костромина «Учиться на пятерки по математике. Как?» (адаптированный материал)[3];

2.                 Н.Г. Уткина, Н.В. Улитина, Т.В. Юдачева, И.Е. Чинарина «Дидактический материал по математике 1 класс» (адаптированный материал)[4];

3.                 С.А. Федотова «Дидактический материал по математике». Для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида[5];

4.                 М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Ступеньки к школе» (адаптированный материал)[1];

5.                 Л.В. Занков, В.В. Занков «Здравствуйте, цифры!» (адаптированный материал)[2].

При регулярном использовании упражнений на развитие высших психических функций преодолеваются многие характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья трудности усвоения элементарных математических представлений.

Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось. Четко продуманная система предъявления учителем коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по темам.

Таким образом, коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться  в овладении знаниями, умениями и навыками. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их.

Литература:

1.     М.М. Безруких - Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 32с.

2.     Л.В. Занков, В.В. Занков - Здравствуйте, цифры! – М.: Издательство Оникс, 2005. – 60с.

3.     С.Н. Костромина - Учиться на пятерки по математике. Как? – 3-е изд.,испр. и доп.-М.: АСТ; СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК,2008.-224.

4.     Н.Г. Уткина, Н.В. Улитина, Т.В. Юдачева, И.Е. Чинарина - Дидактический материал по математике для 1 класса трехлетней, 1 и 2 классов четырехлетней начальной школы.  Пособия для учащихся. – М.: АРКТИ, 1998. – 112с.

5.     С.А. Федотова - Дидактический материал по математике для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 1997. – 112с.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: hom (06.08.2013)
Просмотров: 1184 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: