Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие высших психических функций на уроке математике в первом классе

Существует немало причин, снижающих успеваемость по математике. Трудности чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов. Чтобы выявить и устранить трудности, необходимо понимать природу той или иной причины трудностей в обучении можно разделить на семь групп причин.

        Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве. Если этот процесс развит недостаточно, то образы получаются нечеткими и неполными, в результате ребенок плохо ориентируется в пространстве. Ему трудно поделить пространство на отдельные участки, а также он часто путается во взаиморасположении и предметов.

        Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания. Внимание обладает определенными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, произвольностью, распределением и объемом. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно в течение длительного времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Низкий уровень переключения внимания – ребенок медленно переключает свое внимание с одного объекта на другой. Недостаточная произвольность внимания -  ребенку трудно сосредоточивать внимание по требованию. Низкий уровень распределения внимания – ребенок затрудняется выполнять несколько действий одновременно. Недостаточный объем внимания – ребенок может сосредоточиваться на слишком малом объеме информации.

        Третья группа причин: недостатки в развитии памяти. Существует несколько видов памяти: кратковременная память, долговременная память, оперативная память. Недостаточное развитие каждого их видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом, снижая качество других видов запоминания.

        Четвертая группа причин: недостатки в развитии мышления. Низкий уровень развития мышления проявляется в недостаточной сформированности мыслительных  способностей ребенка в двух видах мыслительной деятельности – словесной и не словесной.

        Пятая группа причин: недостатки развития речи. Недостаточное развитие речи проявляется в том, что дети испытывают трудности при произнесении слов, поиске нужных выражений для передачи своих мыслей и при составлении фраз. Неумение составлять грамматические конструкции приводит к неправильному использованию категорий рода и падежа, что искажает смысл фраз и затрудняет понимание. Из –за низкого уровня развития лексики у ребенка формируется бедный словарный запас и затрудняет понимание смысла слов, отсутствующих в его словаре.

        Шестая группа причин: несформированность приемов учебной деятельности. Несформированность приемов учебной деятельности подразумевает, что школьник не владеет теми навыками учебной деятельности, которые помогли бы ему успешно справляться с любыми учебными заданиями. Такой ребенок не умеет ориентироваться на систему требований, выполняет не все поставленные задачи, а только часть из них. Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет ребенку выработать определенную последовательность выполнения того или иного задания, он не знает, с чего начать и как продолжить. Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет цифры местами. Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредоточивать внимание, запоминать информацию и решать задачи в нужной ситуации, прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.

        Седьмая группа причин: индивидуально-типологические особенности. Низкий уровень работоспособности – недостаточная выносливость нервных клеток при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается и результативность мыслительной деятельности замедляется или снижается. Медлительность психических процессов проявляется в замедленном темпе выполнения любого вида деятельности. Такому ребенку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида задания на другой. Повышенный уровень тревожности – страх, беспокойство, неуверенность в себе при выполнении различных задач. Обычно повышенный уровень тревожности свойственен неуравновешенным детям с возбудимой или слабой нервной системой.

        У детей 1а класса в начале года была проведена диагностика знаний умений и навыков по математике. В результате диагностики было выявлено 3 группы учащихся с различными нарушениями На следующем этапе коррекционной работы выделилось главное направление – развитие ВПФ в каждой группе это: - развитие элементарного математического мышления учащихся; - формирование и коррекции таких его форм как сравнение, анализ, синтез; - развитие способности к обобщению и конкретизации. Создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функции. В процессе обучения математики развиваются речь учащихся, обогащается математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задач, выполнении арифметических действий или задании по геометрии.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: hom (06.08.2013)
Просмотров: 820 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: